zelchenko ([info]zelchenko) wrote,
@ 2008-07-12 17:01:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Мистическое, или Записки неврастеника
Казалось бы, нет на свете более тихого места, чем зал Основного русского фонда Публички: маленькая, мест на 20, комнатка на втором этаже, огромное окно во всю стену выходит на уютно-полукруглый угол Гостиного двора - и агорафобу хорошо, и клаустрофобу привольно. Умиротворенно скрипящие столы и дверцы шкафов, равномерное звяканье ключей и скрепок на столе библиографа - одним словом, locus amoenus да и только. Тем не менее, именно в этом идиллическом антураже у меня дважды в жизни возникало отчетливое впечатление, что я схожу с ума.
Первый случай был лет десять тому. Тогда на крыше дома на другой стороне Невского еще жива была реклама кинотеатра "Молодежный": составленное из сине-белых (пенопластовых?) букв название очередного фильма. Я сидел-читал, время от времени поглядывая в окошко, где все пребывало "в стройности первоначальной"; но когда в очередной раз оторвался от страницы, огромные буквы на крыше сложились в абсолютную бессмыслицу, в дыр бул щыл. После нескольких секунд ужаса заметил, что возле них копошатся рабочие, перекатывая и переставляя: как раз в эту самую минуту название одного фильма меняли на другое, и я застал промежуточную стадию.
Во второй раз это случилось позавчера. Мне принесли тоненькую, с золотом на переплете книжку "Изображения и описания животных РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, издаваемые Иваном Двигубским" (М., 1817). Меня в ней занимал латинский эпиграф (о котором, замечу попутно, я узнал из замечательного труда philtrius'а), но для начала я почти машинально раскрыл книжку наугад, где-то в середине. Попалась вклеенная гравюрка, узкая и длинная, сложенная втрое. Я долго ее разворачивал, наконец развернул. Гравюрка изображала утконоса.



(21 comments) - (Post a new comment)


[info]spaniel90100
2008-07-12 04:19 pm UTC (link)
Понимаю.
Я однажды тоже шла по улице в самом прекрасном настроении, глянула на родное и любимое здание гостиницы HILTON - а там вместо HILTON какая-то вязь непонятная... (Продали и название поменяли.)

(Reply to this)


[info]m_bezrodnyj
2008-07-12 05:10 pm UTC (link)
Да, ЗОФ Публички загадочное местечко. С явными признаками входа в другое измерение. У меня там в 80-м исчезло обручальное кольцо. Совсем новенькое: я в конце 79-го женился. Все никак не мог к нему привыкнуть, то и дело машинально вертел и снимал. В тот раз оставил его на столе и вышел минуты на три - посмотреть что-то в ближнем каталоге. Вернулся - нет его. А ЗОФ при этом почти пустой ("Сегодня, д. б., телесериал", - говорили в таких случаях дежурившие в нем библиотекари - именно библиотекари, стола библиографа там не было), и за соседним столом - майор милиции. Румяный, смешливый и с "поплавком". Читал "Мастера и Маргариту" и, похохатывая, переписывал текст большими кусками в общую тетрадь. В общем, мистика и поповщина.

(Reply to this) (Thread)


[info]zelchenko
2008-07-12 09:59 pm UTC (link)
Ваша правда - не библиограф, а библиотекарь. Еще меня там всегда интриговало обращение к читателям: не только выносить книги запрещается, но и (на отдельной табличке) вносить.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]ka_o
2008-07-12 11:45 pm UTC (link)
там надо одну, без уточнений: "Запретить". Хорошо, хоть читать разрешают.

(Reply to this) (Parent)


[info]lenagr
2008-07-12 05:23 pm UTC (link)
Мне никогда не удавалось сообразить, что именно выдается через этот зал, - ну, кроме формата, конечно. ЗОФ хорош тем, что там сходятся все разделенные тематическими залами, - поэтому очень люблю рассматривать, кто что там читает. Когда я писала про Фигнера и ковырялась с Висковатовым, несколько дней подряд рядом со мной сидели две тетеньки, одна читала Блаватскую, а другая - какой-то географический атлас рассматривала, восемнадцативечного вида, прекрасный.
Выяснить, что делал утконос в Российской империи, не удалось?

(Reply to this) (Thread)


[info]tatjaana
2008-07-12 05:43 pm UTC (link)
А я этот зал страшно не люблю. И он меня не любит.
А утконос, небось, тотемное животное древних славян - почему ему им не быть, такому загадочно однопроходному?

(Reply to this) (Parent)


[info]ddaschka
2008-07-12 07:30 pm UTC (link)
Всё, что старше годов эдак 1840-х, разве нет?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]m_bezrodnyj
2008-07-12 08:01 pm UTC (link)
Не только. Еще "модное". В 1980-е - от карате до макраме.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]ddaschka
2008-07-12 08:11 pm UTC (link)
Да, это я уже не застала, хотя знакома с красавицами 80-х, приходившими в Публичку срисовывать выкройки из журнала "Бурда" (с их слов и рассказ).

(Reply to this) (Parent)


[info]zelchenko
2008-07-12 10:05 pm UTC (link)
Не совсем. Иногда и более ранние присылают в общий зал, а иногда и за началом XX в. велят идти в ЗОФ. Действительно, угадать трудно. Чейзов и Кастанед на соседних столах помню хорошо; только сейчас сообразил, что последние лет десять они оттуда пропали.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]ddaschka
2008-07-12 11:14 pm UTC (link)
Второе со мной случалось тоже, а вот в общий зал книг моложе 150 лет не приносили уже давным-давно. Впрочем, я люблю ЗОФ, особенно, если удается занять местечко у окна.

(Reply to this) (Parent)


[info]zelchenko
2008-07-12 09:55 pm UTC (link)
Удалось довольно быстро. Двигубский в предисловии обстоятельно пишет, что в каждом выпуске будет одно млекопитающее, одна птичка, одна рыбка, один гад и один заграничный зверь - "для привлечения публики". Особо щепетильным подписчикам (начиная с третьего выпуска они перечисляются - сызранский поручик такой-то, вятский помещик сякой-то) рекомендуется вырезать зарубежную фауну и переплетать отдельно. Утконоса, кстати, он именует "плосконосом".

(Reply to this) (Parent)


[info]nexoro
2008-07-12 05:27 pm UTC (link)
Россия - родина утконосов, разве ты не знал?

(Reply to this) (Thread)


[info]zelchenko
2008-07-12 10:07 pm UTC (link)
А то! Символ особого пути России.

(Reply to this) (Parent)


[info]rita_marucci
2008-07-12 09:27 pm UTC (link)
Здравствуйте, Сева! Спасибо за давнее сообщение. Пришла ли книжка? Моим знакомым она пришла уже недели две назад. Может быть, сходить в Ваше местное почтовое отделение и спросить? Книжку посылали из Москвы на имя Т.А. на пр. Мет.

(Reply to this) (Thread)


[info]zelchenko
2008-07-12 09:50 pm UTC (link)
Спасибо большое! Пришла на днях, как раз вчера Таня забрала ее (мы же живем в другом месте). Читаем.

(Reply to this) (Parent)


[info]stephanicus
2008-07-13 10:00 am UTC (link)
Вот как широко, оказывается, простиралась Российская-то Империя... Отдали, наверное, утконосов вместе с Аляской.

(Reply to this)

дргр
[info]const_p
2008-07-14 10:13 am UTC (link)
Сева, куда-то посял Ваш адрес, а хотел предложить Вам статью Jeffrey Rusten'а и Феофраста под его же редакцией. Антиресуетесь?

(Reply to this) (Thread)

Re: дргр
[info]zelchenko
2008-07-14 10:54 pm UTC (link)
О! vzelchenko*rambler.ru

(Reply to this) (Parent)


[info]shubinskiy
2008-07-14 10:19 pm UTC (link)
Но Вы же знаете, что в 1995-2000 годах в городке Санкт-Питербурхе существовало общество "Утконос". Оно и было запечатлено, по всей вероятности...

:)

(Reply to this) (Thread)

утконос
[info]ekaru
2009-06-21 10:57 pm UTC (link)
СССР конечно всегда был родиной слонов. Сижу рядом с авторитетным преподавателем на городской олимпиаде по биологии. Школьник отвечает на вопрос - реликтовые виды на территории Ленобласти"
Школьник: нет ответа
Препод: А вот например гаттерия новозеландская (прим. сохранилась только на парочке островов близ Новой Зеландии
Школьник: Так она же только в Новой Зеландии живет
Препод: У нас тоже встречается, но крайне редко. (ср. летают но нызенько-нызенько)
Я настолько обалдел от этого диалога что не нашел слов.

(Reply to this) (Parent)


(21 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…